?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Нетократия. Краткое описание.
juncus

Есть такая книжка «Нетократия. Новая правящая элита или жизнь после капитализма» Александра Барда и Яна Зодерквиста (Изд.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005). Читал давно, книга интересная, содержит описание постиндустриального общества. То есть куда все движется. Наткнулся недавно на ее обсуждение в ЖЖ, вдохновился написать краткое резюме по основным идеям. 

Главные идеи такие:

1. Смена общественных формаций по Марксу существует.

2. Следующим общественным строем будет не социализм и коммунизм, как предсказывал Маркс, а нетократическое общество. В этом он ошибся.

3. Описание нетократического общества рисуется с натуры! Оно реально формируется и уже существует на западе параллельно капитализму (на момент написания книги).

Кратко опишу стадии развития.

1. Феодализм. Правящий класс - феодалы. Профессия - воин. В обязательном порядке ценится воинская и прочая честь, религия (в окопах не бывает атеистов). Элита живет за счет того, что захватила ресурсы и установила закон их наследования. Угнетенный класс - крестьяне, рабы, холопы и т.п., кто не способен с оружием защитить себя и добыть ресурсы, то есть невоины.

2. Капитализм. Правящий класс - буржуазия. Профессия - предприниматель, менеджер, торговец. Ценятся деловые качества, умения торговать, организовывать производства и т.п. Кто ими не обладает - тот пролетариат, то есть наемный рабочий (угнетенный класс). Религия превращается в бизнес.

3. Нетократия (постиндустриальное общество). Правящий класс - нетократы. Профессия - талантливый креативщик в широком смысле слова. Способны создавать уникальный контент: изобретения (идеи), музыка и прочее искусство и т.п. Занимают топовое положение в распределенных профессиональных и других сообществах (сетях, от этого и произошло название), что ценят выше денег. Религия превращается в одну из сетей. Угнетенный класс - консьюмтариат (потребители). Не способны производить идеи и прочий контент. Могут только сидеть на велфере и смотреть телевизор. Работать не надо, поскольку уровень технического развития высок, все автоматизировано, произвести не проблема, работают роботы. В этом, возможно, ошибка. Потому что вместо роботов обычно работают китайцы.))) Но это уже другая история. Книга не о китайцах, а о европейцах.

Таким образом, развитие такое: воин - невоин, менеджер - неменеджер (например, торгаш - неторгаш), талант - неталант (например, изобретатель - неизобретатель). Кому интересно подробнее - читайте сами.)
Метки:

  • 1
Стадность - это слепое следование инстинктам скопления в стадо и доминирования. Стадность проявляется в том, что люди полагают скопление и объединение самоцелью, принимают влияние инстинкта за ценность, даже считают группу чем-то большим, нежели отдельный человек. Хотя опыт свидетельствует о том, что групповое сознание всегда менее высоко организовано, чем сознание отдельных людей.

Сотрудничество - это взаимодействие, совместное творчество и коммуникация ради благой цели. В сотрудничестве создание и сохранение группы - не самоцель. Сотрудничество отличается от стадности, во-первых, тем, что сотрудничество четко ограничивает рамки взаимодействия человека с группой определенными целями, задачами, процедурами и некоторым набором ценностей, во-вторых, тем, что основой для сотрудничества не может быть враждебность к чему-то - только конструктивная цель, в-третьих, тем, что сотрудничество не требует от человека признания доминирования интересов и воли группы над его собственными интересами и волей.

Моя проповедь не направлена к группам, она направлена к отдельным людям. Иначе говоря, это духовное сотрудничество.

Что касается трансформаций в обществе, то они не так просты, как нас уверяет нетократическая пропаганда вроде Вашей безымянной статьи (предлагаю вспомнить какую-нибудь фразу из нее, погуглить или пояндексить, киньте линк, обсудим предметно). С точки зрения одних, религия якобы отмирает, с точки зрения других - процветают примитивные религиозные формы. Например, в ролевых играх, в т.ч. компьютерных сейчас миллионы людей виртуально поклоняются мелким виртуальным божкам. Это - тоже форма религиозности, не сомневайтесь. Так как религия прежде всего занимается метафизическими вопросами, форма для религии очень важна. Крупнейшие церкви мира уже приходят в интернет, и их ресурсы позволяют переварить все это виртуальное многобожие в некие виртуальные разновидности христианства, ислама, буддизма, etc. Будут и новые религии. Религиозное сознание - неотъемлемая часть человеческой культуры. Поэтому "нетократия" как попытка корыстного доминирования над культурой и личностью не сможет добиться желаемого влияния и масштаба манипуляций.

Описанное вами "сотрудничество" практически ничем не отличается от сети-сообщества, в котором тоже со всей неизбежностью появятся нетократы. Я не вижу никаких причин, которые препятствуют этому.

Статью нашел в гугле (http://news.rambler.ru/9406213/). Ее растиражировали уже в интернете.

Вы немного неверно воспринимаете книгу. Они ничего не пропагандируют. Они лишь констатируют факты, описывают сложившуюся действительность и наметившиеся в ней глобальные тренды. Они не борются с религией, они лишь говорят куда общество движется. И приведенная мной статья - хорошее подтверждение, равно как и описанные вами тенденции прихода в интернет религий и распространения ролевых игр как одной из формы сетей.

По-моему, сотрудничество от стадности серьезно отличается в главном - в личных мотивациях участника и гарантированном ему пространстве свободы. Я уверен, что сети могут и будут создаваться для сотрудничества, но это будет уже не нетократия, а что-то хорошее.

Исследование, на которое Вы ссылаетесь, похоже на очередную новость от "британских ученых". Пока я не увижу методологию и первичные данные по важным выборкам, ни за что не поверю. Там даже нет сведений о числе опрошенных, прогнозируемой погрешности, etc.! Я уж не говорю о том, что футуристические прогнозы наверняка построены на линейных или других простых допущениях, а жизнь всегда сложнее "рациональных" предположений физиков (!) о поведении людей. Интересно, там хоть один гуманитарий принимал участие в разработке методики?.. Я про такую "социологию" фельетон написал, только по более политизированному поводу.

Во-первых, я не понимаю чего такого плохого в нетократии. Это объективный процесс. И не важно какие мотивации при сотрудничестве. Все равно с неизбежностью появится иерархия, и кто-то выбьется в лидеры, даже если он при этом будет Иисус Христос и Махатма Ганди в одном флаконе. Это закон жизни.

В популярной статье и не должны публиковаться скучные данные о погрешностях и т.п. Формат не тот. Если вам охота опровергнуть, то можете написать в BBC, вроде они первоначально новость запустили. Но судя по отношению людей к религии, я считаю выводы вполне правдоподобными, по крайней мере до тех пор, пока не доказано обратное.

Что ж, если говорить про объективные процессы - как Вы думаете, книга Барда и Зодерквиста передает их в полной мере или поверхностно? Чего больше в этой книге: наблюдений или мнений?

Что касается популярных статей, то они пишутся в сенсационном ключе. Недаром словосочетание "британские ученые" стало нарицательным. Заметьте, не из-за ученых, а из-за рекламы. Свинина марки "Спам" тоже вряд ли была невкусной.

Безусловно, я доверяю фактам больше, чем оценкам, сенсационным заголовкам etc. Потому не могу принять на веру желтый текст непонятного происхождения и сомнительной достоверности. Большинство людей на Земле исповедуют ту или иную религию, причем обычно это христианство (2,5 млрд), ислам (1,5 млрд.), буддизм (по зазным оценкам, 0,5-1,5 млрд), индуизм (1 млрд.), т.е. всего не менее 5,5 млрд. верующих из около 7-ми млрд. землян. Это данные Википедии. Но дело даже не в численности, а в том, что любой гуманитарий вам подтвердит, что религия - неотъемлемая часть человеческой культуры. Кто пренебрегает этим разумным соображением, тот просто имеет какие-то иррациональные мотивы игнорировать очевидное. И никакая технократия, "нетократия" и прочие костыли духовности от идеологов стадности, прожженных циников не смогут победить веру людей в себя, из которой (во всяком случае, так говорит теология человека - специфическая отрасль моей религии) рождается вера в Бога и другие формы религиозности.

Думаю, что в мнениях нет ничего плохого, если они основаны на наблюдениях.

Эта статья вроде бы популярная, согласен. Но есть одно "но". Там четко сказано, что в основе лежат результаты переписи(!). А это самое точное социологическое исследование какое только может быть. Охват почти 100%. И если они построили модель (а модели можно построить разные, и в данном случае даже не важно какие), то по крайней мере на промежутке времени в десятки лет они правы, потому что переписи проводятся раз в несколько лет. То есть тренд долгосрочный. А это уже очень и очень серьезно.

А вот как раз Википедии я бы не стал доверять. Ее очень активно будут мониторить члены религиозных организаций. Работать в сети они уже научились.

Сразу видно, что Вы не изучили внимательно эту статью.

Например, там говорится, что в Чехии большинство атеистов. На самом деле, естественно, это не так. Просто спрашивали не про веру, а про принадлежность к конкретным религиозным организациям. Описание категории, которую выбрали большинство людей, звучит так:

Bez vyznání je termín charakterizující člověka, který se nehlásí k žádné církvi nebo náboženství (zde záleží na položené otázce). Řadí se sem tedy ateisté, agnostici a lidé, kteří věří v Boha (resp. bohy), aniž by se chtěli přihlásit ke konkrétnímu vyznání. Naopak neřadí se sem lidé, kteří odmítnou na otázku o svém vyznání odpovědět. Ve sčítání lidu z roku 2001 se do skupiny bez vyznání zařadilo 6 039 991 (59 %) obyvatel České republiky.

Т. е. в 59% включены:
1)агностики,
2) атеисты,
3) люди, которые верят в Бога или богов, но не относят себя к конкретной конфессии.

А вот проект "Евробарометр" (см. стр. 9) выявил, что в Чехии материалистов все-таки 30% (по сравнению с 40% при доминировании СССР). Потому что 19% верят в Бога и 50% в "какой-то вид духа или жизненной силы", то есть, 69% чехов - это идеалисты, и они рано или поздно услышат голос Бога.

Не забывайте, Чехия претерпела советскую оккупацию, к тому же была историческая почва для антикатолической пропаганды коммунистов. Данные этого опроса показывают всего лишь некоторый религиозный пессимизм при сохранении естественного стремления человека к идеалу. Я предсказываю рост религиозного сознания в Чехии. Сейчас там как раз очередная перепись населения, посмотрим, что она покажет.

Edited at 2011-03-31 20:26 (UTC)

Я не знаю чешского, да и страны там разные. Тенденция характерна для многих развитых стран. Для Чехии в том числе.

В общем-то мы достигли ясности понимания процессов, но расходимся лишь в определении термина "религия". Если исходить из вашей точки зрения, то религией можно назвать вообще все что угодно. В норме же за религиозность принимается членство в какой-либо религиозной организации. Вот про то и речь. Само разрушение религиозных организаций - это и есть следствие угасания влияния религии в обществе. А то, что у человека всегда будет потребность верить в чудеса, сверхъестественное и т.п., так это совершенно не равноценная вещь с религией.

Да и касательно нашей темы обсуждения как раз имеет значение форма, а не содержание. Верить или не верить люди могут во что угодно. Это совершенно не значит, что они будут объединяться при этом на почве какой-то религии. Например, показ каких-нибудь чудес на "Битве экстрасенсов" далеко не факт что приведет к росту прихода у РПЦ.

Кстати, рост количества религий и сект, повышение их разнообразия - это тоже тенденция нетократическая. Так что вы вполне укладываетесь в общий тренд, несмотря на то, что пытаетесь на словах примкнуть к контртенденции, но на самом деле ваши усилия как раз и разрушают существующий статус кво. Рост количества религий и их разнообразия - это признаки вырождения и хаотизации религиозного сознания. Вот цитата:

Тенденцию можно определить по двум отличительным характеристикам. Отчасти, она усиливается за счет распространения информации, а во-вторых, внутренне связана и подкрепляется тем, что новая технология завоевывает все большие территории. Это означает, что развитие самого интернета, а также социальные изменения, вызванные его существованием (такие как глобализация и переход власти от буржуазии к нетократии), можно определить как подлинные тенденции. Контртенденцией мы будем называть реакцию на данную тенденцию. Это не что иное, как защита существующего порядка или возвращение к сильно романтизированному прошлому. Сегодняшними примерами контртенденции являются гипернационализм и изоляционизм, взращиваемые в разных частях Западного мира, и так называемый исламский фундаментализм в Арабском мире. Все это реакции на доминирующую тенденцию: движение в сторону глобализации, уменьшения религиозности и увеличения разнообразия. Контртенденция всегда вторична и всегда зависима от тенденции.

Так вот, с точки зрения авторов, вы в тренде! Например, попробуйте пообщаться с представителями РПЦ. Они вам тут же объяснят, что вы гоните ересь и разрушаете религиозность в обществе.)))

  • 1